Пилотный проект ФСС: основные принципы

Источник выплаты. Следует отметить, что источником выплаты соцпособий и в пилотном проекте, и в общем случае является ФСС. Компания, не являясь участником пилотного проекта, получает возмещение денежных средств, израсходованных на выплату соцпособий, из ФСС или на аналогичную сумму уменьшает исчисленные взносы на обязательное социальное страхование, но перед этим она должна произвести выплату пособия застрахованному за счет собственных средств. Таким образом, ФСС является источником выплаты пособий. Однако в пилотном проекте с работодателя снята обязанность по выплате пособий. Специалисты ФСС считают это плюсом проекта, мотивируя тем, что встречаются случаи, когда страхователь не производил фактическую выплату пособий, так как не имел денежных средств, были арестованы счета компании и т.д.

Сроки выплаты. Для организаций, не участвующих в пилотном проекте, срок выплаты пособий установлен ч. 1 ст. 15 Федерального закона N 255-ФЗ: страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

 

Для страхователя и ФСС в регионах, где действует пилотный проект, установлены следующие сроки:

- страхователь не позднее пяти календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и установленных документов направляет в территориальный орган ФСС по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособий, а также опись представленных заявлений и документов (п. 3 Положения об особенностях назначения и выплаты пособий застрахованным лицам в 2011 году);

- после получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, либо реестра сведений территориальный орган ФСС в течение 10 календарных дней со дня их получения принимает решение о назначении и выплате пособий (п. 8 указанного Положения);

- выплата пособий застрахованному лицу осуществляется территориальным органом ФСС путем перечисления пособий на банковский счет, указанный в заявлении либо реестре сведений, либо через организацию федеральной почтовой связи или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов, необходимых для назначения и выплаты соответствующего вида пособий (п. 9 Положения об особенностях назначения и выплаты пособий застрахованным лицам в 2011 году).

При этом следует отметить, что застрахованный в случае неполучения пособия от работодателя все же имел некоторые рычаги давления на последнего. Статьей 236 ТК РФ установлено, что при нарушении сроков выплат любых причитающихся работникам сумм организация-работодатель несет материальную ответственность. Таким образом, организация обязана одновременно с выплатой пособия выплатить проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты. Сумма компенсации исчисляется в размере 1/300 действующей в период задержки выплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Таким образом, прибегнув к помощи инспектора по труду, можно было оказать воздействие на страхователя и получить причитающееся пособие.

Для ФСС подобной ответственности документами, регулирующими пилотный проект, не предусмотрено.

При этом следует помнить: поскольку страхователь из цепочки выплат вычеркнут, все вопросы по своевременности выплат застрахованному лицу нужно представлять непосредственно в ФСС, что, конечно же, сложнее, чем обратиться в бухгалтерию страхователя.

Работодатель рассчитывает, ФСС назначает и выплачивает. Несмотря на то что работодатель удален из цепочки назначения и выплаты пособий, обязанность по расчету среднего заработка для исчисления пособия и среднедневного заработка за ним сохранилась. Ведь именно у страхователя есть вся необходимая информация, пока ФСС ей не располагает. Таким образом, узнать среднедневной заработок, исходя из которого Фонд будет выплачивать пособие, застрахованному все же можно в бухгалтерии своей организации.

Документы заполняют все! Если раньше вопрос о заполнении документов волновал лишь бухгалтера организации, то теперь определенная документальная работа возложена и на застрахованных лиц (конечно же, не без уменьшения бумажного труда для страхователя). Теперь и застрахованный работник не остается в стороне от судьбы своего пособия. Он заполняет заявление, в котором просит ФСС назначить и выплатить ему пособие, указывает вид и способ получения пособия (предусмотрено два случая: по почте и на лицевой счет в банке). Как водится, для бухгалтера организации дел прибавилось. Получив от застрахованного больничный лист, заявление, собрав иные документы (в зависимости от вида пособия), страхователь заполняет опись документов, представляемых в ФСС. Причем организации с численностью работников более 50 человек делают это в электронном виде.

"Создание искусственной ситуации" и проверки ФСС. Работодателей, которые не участвуют в пилотном проекте ФСС и производят выплату пособий работникам, уменьшая на данные суммы сумму страховых взносов, исчисленную к уплате, либо предъявляя к возмещению указанные суммы, ФСС нередко подозревал в "создании искусственной ситуации" с целью необоснованного получения средств из ФСС. Подозрение вызывали ситуации, когда в организацию принимали беременную женщину и назначали ей заработную плату, превышающую средний уровень по организации, и иные подобные ситуации. На данный счет существует обширная арбитражная практика, в которой судьи в основном принимают сторону страхователя. Как же обстоит дело у страхователей, участвующих в пилотном проекте ФСС? Следует отметить, что данный вопрос не регламентирован нормативными документами, регулирующими отношения сторон пилотного проекта. Однако в практике функционирования такого проекта есть случаи, когда ФСС при приеме документов от организации проводил камеральную проверку страхователя. По результатам проверки застрахованному лицу было отказано в выплате пособия, поскольку, по мнению ФСС, зарплата была завышена с целью получения пособия. К сожалению, оказавшись в подобной ситуации, каждые организация и застрахованное лицо (которое в итоге осталось без пособия) действуют по своему усмотрению.

На наш взгляд, проведение в данном случае камеральной проверки не основано на нормах законодательства, ведь она проводится на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов (п. 1 ст. 34 Федерального закона N 212-ФЗ ). Иными словами, ФСС проводит камеральную проверку расчета по форме 4-ФСС при его представлении страхователем. При проведении камеральной проверки по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС орган контроля за уплатой страховых взносов вправе одновременно проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с Федеральным законом N 255-ФЗ, а также истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

В случае же с пилотным проектом при представлении страхователем в ФСС комплекта документов для выплаты пособия застрахованному лицу ведомость 4-ФСС РФ не представляется. Более того, страхователь в данном случае не осуществляет расходов на средства обязательного социального страхования, поскольку ФСС непосредственно производит выплату пособий застрахованным лицам.

С другой стороны, у ФСС есть обоснованное желание проверить цифры, которые представляет ему страхователь и на основании которых будут производиться расчет и выплата пособия. Однако на сегодняшний момент у сотрудников ФСС нет прав для проведения камеральной проверки в такой ситуации. Будем надеяться, что по мере распространения проекта на территории РФ данные законодательные пробелы будут устранены.

 

"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 1

Телефон: 8-913-472-35-46

E-mail: studentam54@yandex.ru

Конструктор сайтовuCoz